Як-130

Учебно-боевой самолет 20 Февраль 2015, 15:02
Презентация Як-130
Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе, сверхманевренных истребителей поколений «4++» и «5».

Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 в ходе обучения и при решении боевых задач.   

Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.

Самолет разработан «ОКБ им. А.С.Яковлева» (в составе ОАО «Корпорация «Иркут»). Работы по развитию самолета ведет Инженерный центр им. А.С. Яковлева – ведущее конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут».

Серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе, успешно эксплуатируется ВВС России и за рубежом.
Самолет нового поколения:
– Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета;
– Самолет представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением;
– Развитые наплывы перед крылом обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 35 градусов, что соответствует возможностям перспективных сверхманевренных истребителей;
– Высокая тяговооруженность (0,81) обеспечивает выдающиеся для учебно-боевого самолета установившиеся перегрузки, скороподъемность и взлетные характеристики;
– На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня: цифровая комплексная электродистанционная система управления, «стеклянная» кабина, цифровой прицельно-пилотажный навигационный комплекс;
– Информационно-управляющее поле кабины, сформированное на базе трех многофункциональных ЖК-индикаторов 6” х 8” в каждой кабине и индикатора на лобовом стекле в передней кабине, обеспечивает представление летчикам всей необходимой информации;
– Як-130 – лучший выбор по критерию «стоимость - эффективность», как для подготовки летчиков-истребителей, так и выполнения боевых задач в локальных конфликтах.
Имитация любого истребителя:
– Репрограммируемая система управления позволяет в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа боевого самолета, к полетам на котором готовятся курсанты;
– Все этапы обучения можно пройти на одном самолете: Як-130 обеспечивает выполнение программ начальной, основной и повышенной подготовки пилотов боевых самолетов;
– Як-130 спроектирован и поставляется заказчикам в составе учебно-тренировочного комплекса, включающего также интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, процедурные, пилотажные и специализированные тренажеры;
– Летные характеристики, эффективное информационно-управляющее поле кабины и дружественный интерфейс обеспечивают простоту управления и постепенный переход в процессе обучения от простых задач к сложным;
– Самолет позволяет обучать курсантов выполнению штопора;
– Як-130 может успешно использоваться для подготовки в условиях приближенных к боевой обстановке с реальным применением вооружения;
– Для оптимизации процесса обучения реализован учебно-тренировочный режим моделирования боевого применения вооружения по воздушным и наземным целям;
– Стоимость летного часа Як-130 при решении сопоставимых задач в несколько раз ниже, чем у современных учебно-боевых истребителей.
Боевые возможности:
– Широкая номенклатура авиационных средств поражения, в том числе, высокоточных, позволяет самолету Як-130 уничтожать наземные, морские и воздушные цели в простых и сложных метеоусловиях;
– Суммарная масса боевой нагрузки, размещаемой на девяти наружных узлах подвески – 3000 кг;
– В состав вооружения входят:
• ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения;
• высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения;
• авиационные бомбы калибра 50, 100, 250, 500 кг;
• неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25;
• подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.
– Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет расширять номенклатуру вооружения за счет перспективных авиационных средств поражения российской и зарубежной разработки;
– Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают 2 контейнера РЭП с устройством выброса пассивных помех;
– В целях увеличения радиуса действия на наружных узлах подвески могут размещаться два подвесных топливных бака ПТБ-450;
– При решении задач поражения наземных целей радиус боевого применения достигает 680 км;
– В соответствии с техническими требованиями заказчика на базе Як-130 может быть разработана модификация легкого ударного самолета.
Автономность базирования и безопасность:
– При проектировании самолета реализовано требование автономного базирования на минимально подготовленных аэродромах;
– Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание посторонних предметов в двигатели во время взлета и посадки;
– Трехопорное шасси с пневматиками низкого давления обеспечивает базирование на аэродромах III класса, в том числе грунтовых;
– Вспомогательная силовая установка ТА-14-130 с электрогенератором переменного тока обеспечивает автономную эксплуатацию самолета;
– Бортовая кислорододобывающая установка и бортовая автоматизированная система контроля позволяют отказаться от сложного и дорогостоящего наземного оборудования;
– Двухдвигательная силовая установка – наилучший выбор для учебного самолета с точки зрения безопасности полетов;
– Активная система безопасности полета предотвращает ошибки курсантов;
– Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации;
– Четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления надежно парирует любые отказы, а бортовая автоматизированная система контроля своевременно выявит неисправности;
– Вспомогательная силовая установка ТА-14-130 с электрогенератором переменного тока может быть использована в полете при возникновении аварийной ситуации, в частности, для запуска двигателей в воздухе;
– Каждая кабина оборудована катапультными креслами класса «0-0», что обеспечивает безопасное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета;
– Катапультирование через разрушаемый пирошнуром фонарь позволяет выиграть драгоценные секунды при аварийной ситуации.
Перспективы развития:
– Як-130 – это самолет, сформировавший в своем классе новый мировой стандарт и обладающий уникальными возможностями для совершенствования;
– Приоритетное направление развитие – наращивание боевых возможностей самолета и создание на его базе легкого ударного самолета;
– Оснащение самолета системой дозаправки топливом в полете открывает новые возможности для обучения и боевого применения;
– Система связи может быть усовершенствована за счет установки дополнительных радиостанций, работающих в необходимых заказчику радиосетях;
– Установка современного цифрового оптико-электронного комплекса обеспечит круглосуточное и всепогодное применение;
– Конструкция Як-130 и его совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование позволяют расширить номенклатуру вооружения за счет современных и перспективных ракет, поражающих цели за пределами визуальной видимости;
– Установка бортовой радиолокационной станции позволяет превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями;
– По требования заказчика на базе Як-130 может быть создан самолет с улучшенными пилотажными возможностями.
Статус и история:
– К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начала 1990-х годов;
– Инновационный облик самолета, сформированный в 1993 г., одобрен Министерством обороны России. Проект рекомендован к полномасштабной разработке на конкурсной основе;
– В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта было решено объединить усилия «ОКБ им.А.С.Яковлева» и компании Aermacchi (Италия). Сотрудничество по программе продолжалось с 1993 по 1999 год;
– Первый полет на самолете-демонстраторе Як-130Д выполнил 25 апреля 1996 г. с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Андрей Синицын;
– 16 апреля 2002 г. самолет Як-130 был признан победителем конкурса Министерства обороны РФ;
– 30 апреля 2004 г. старший летчик-испытатель «ОКБ им. А.С.Яковлева» Герой России Роман Таскаев поднял в небо первый самолет Як-130 в серийной конфигурации, изготовленный на Нижегородском авиационном заводе «Сокол»;
– В 2006 году к постройке самолетов подключился Иркутский авиационный завод, освоивший выпуск Як-130 на базе цифровых технологий и позже ставший эксклюзивным поставщиком новых машин;
– В 2009 г. успешно завершены государственные испытания;
– С февраля 2010 г. самолеты Як-130 эксплуатируются ВВС РФ, с 2011 – поставляются корпорацией «Иркут» на экспорт;
– В декабре 2011 г. подписан контракт между Министерством обороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» на поставку большой партии самолетов Як-130;
– С октября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» поставляет самолеты Як-130 ВВС России;
– В настоящее время весь комплекс работ по программе Як-130 выполняет ОАО «Корпорация «Иркут»:
• совершенствование самолета ведет Инженерный центр им. А.С.Яковлева – основное конструкторское подразделение ОАО «Корпорация «Иркут»;
• серийное производство сосредоточено на Иркутском авиационном заводе-филиале ОАО «Корпорация «Иркут»;
• маркетинг, продажи, поставки и послепродажное обслуживание Як-130 ведет ОАО «Корпорация «Иркут», взаимодействуя в определенных законами РФ случаях с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ и ОАО «Рособоронэкспорт».
Послепродажное обслуживание:
ОАО «Корпорация «Иркут» реализует комплексную программу послепродажного обслуживания самолетов типа Су-30СМ, Су-30МК и Як-130, поставляемых по государственному оборонному заказу и на внешний рынок.

Осуществляя послепродажное обслуживание авиационной техники в интересах зарубежных заказчиков, ОАО «Корпорация «Иркут» взаимодействует с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству РФ, ОАО «ОАК», ОАО «Рособоронэкспорт» и другими субъектами ВТС.
Комплексная программа послепродажного обслуживания, реализованная с учетом системы интегрированной логистической поддержки, включает в себя гарантийное и послегарантийное обслуживание.

В рамках программы предусмотрены:
– гарантийное обслуживание авиатехники;
– оказание консультационных услуг специалистам эксплуатирующих организаций;
– организация исследований по определению причин отказов изделий авиатехники;
– организация восстановления поврежденной авиационной техники;
– оценка текущего состояния исправности парка эксплуатируемой авиационной техники, определение оптимальной потребности в запасных частях и расходных материалах для поддержания исправности парка на требуемом для заказчика уровне;
– обеспечение комплексного сервисного обслуживания (КСО) авиационной техники;
– поставка ЗИП по заявкам заказчиков;
– организация технического обслуживания и ремонта на предприятиях заказчика;
– модернизация авиационной техники;
– организация сервисных центров у заказчика;
– Интегрированная логистическая поддержка военной АТ.

Корпорация «Иркут» внедряет систему интегрированной логистической поддержки (ИЛП) авиационной техники собственной разработки и производства. Система обеспечивает создание единой информационной среды, объединяющей участников видов деятельности ИЛП.

Внедрение такой системы позволяет в комплексе решать следующие основные задачи:
– формировать соответствующие международным и российским стандартам базы данных, которые включают всю необходимую на этапах разработки, производства и эксплуатации информацию (документацию);
– предоставлять Заказчику современный инструмент ИЛП в виде информационно-управляющей системы поддержки эксплуатации авиационной техники;
– обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников послепродажного обслуживания;
– переходить на эксплуатацию авиационной техники по техническому состоянию;
– предлагать и внедрять перспективный вид послепродажного обслуживания – комплексное сервисное обслуживание.

Корпорация «Иркут» обеспечивает поставку информационно-управляющей системы поддержки эксплуатации по запросу заказчика.